Критика. Как много в этом слове!
Многие из нас хоть раз в жизни пытались написать какое-то художественное произведение. Кто рассказ, кто стихотворение, а у кого-то хватило сил замахнуться и на роман.
Не у всех получалось, не все находили в себе силы вытянуть внутреннюю логику произведения, размер, стиль. Не у всех хватало упорства дописать произведение до финала - логического или не очень. А помните то внутреннее волнение, с которым вы выдавали на просмотр свое первое произведение? Пусть снаружи изо всех сил демонстрировались равнодушие, скептицизм, ирония и чуть ли не насмешка над собой - но внутри этого не было. Тем, которые не остановились на первом, со вторым было уже проще, с третьим еще проще. Но волнение в той или иной степени присутствовало всегда, потому как само произведение для автора, его написавшего, не пустой набор букв на листе или в файле. Да и как может быть иначе, ведь произведение - тоже, образно говоря, ребенок, а родитель потратил некоторые силы на его «зачатие», «вынашивание» и «рождение на свет». А вложенный труд, причем труд добровольный, никак не может оставить равнодушным, о чем и говорит это волнение. А уж если речь идет о внутреннем мире, излитом на бумагу, о надеждах и разочарованиях автора - равнодушия однозначно быть не может.
И это есть и хорошо, и плохо.
Хорошо тем, что автор, не писавший равнодушно о действиях своего героя, однозначно не оставит равнодушным читателя. Речь не идет о том, чтобы читатель воспринял произведение положительно или отрицательно, речь идет о том, чтобы читатель - воспринял. Это служит установлению диалога между автором и читателем, а уж наладив начальный контакт, можно искать подходы друг к другу, можно пытаться понять читателю точку зрения автора, и если точка зрения автора хоть в чем-то будет совпадать с точкой зрения читателя на данный вопрос - контакт автор-читатель можно считать установленным.
Почему я говорю о таком одностороннем порядке разговора? Потому, что автор говорит к читателю, а не читатель к автору. Потому, что автору есть, что сказать. Ведь это именно автор пытается донести что-то свое до читателя, пытается быть услышанным. И уж то, как воспримет читатель рассказанное автором - то ли чтиво на пару часов, то ли нечто поглубже - зависит большей частью от автора. Нет, не полностью, как можно было бы написать, но почти полностью, оставляя на часть читателя в этом одностороннем диалоге только возможность вникать и внимать, и вот это как раз зависит от читателя - то, как он воспримет, и сумеет ли воспринять мысль, которую пытался рассказать автор.
А что же плохого в неравнодушии автора к своему произведению? Здесь, как ни странно, именно само неравнодушие автора играет неоднозначную роль при оценке им самим своего произведения. Не каждый сумеет абстрагироваться от своего произведения и посмотреть на него холодным оценивающим взглядом. Некоторым для этого нужно время, спустя которое мысли и эмоции, живущие на момент написания произведения, улягутся, отступят, позволив увидеть мелкие и крупные погрешности в произведении. Крайне мало людей способно оценивать написанный самим собой текст тут же, по мере написания.
И вот тут на сцене появляется этот страшный зверь - критика.