ЧАСТЬ 4.

Диссонанс (фр., лат. нестройно звучу).

Диссонанс – один из видов неточной рифмы, в которой совпадают только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают.

Как рифмоиды, идущие от флективной* основы, Диссонансы известны в древней русской поэзии, например в «Слове о полку Игореве»:

Седлай, брате, свои бързыя комони,
А мои ти готови, оседлани…

У Герасима Смотрицкого:

Меч бо обнажен в деснице имея острый обоюду,
Им же крепции на врага приемлют победу.
Отстекни, Константине, мрак идольския лести.
Хощет бо Бог всем человеком ся спАсти.
И отгонял еретиков полки умовредные:
Приидоша бо в мир волки нещадные.

Или у Симеона Полоцкого:

Царь локренский Салевский егда цАрствоваше,
Закон во своем царстве сей нарОдствоваше.

Диссонанс встречается в народной поэзии:

Ты удайся, удайся, мой лен,
Ты удайся, мой беленький,
Полюбился дружок миленький.

В более развитом виде Диссонанс как поэтический прием закрепился в русской поэзии 20 в. в результате применения новых выразительных средств.

Примеры диссонанса:

Крут
____буржуев
___________озверевший норов,
Тьерами растерзанные,
___________________воя и стеная,
тени прадедов –
______________парижских коммунаров –
и сейчас
________вопят
_____________парижскою стеною.

(В. Маяковский)

Было:
_____социализм –
_____________восторженное слово!
С флагом,
________с песней
_______________становились слева,
и сама
______на головы
______________спускалась слава.
Сквозь огонь прошли,
__________________сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга
__________________горе дола.
Стало:
_____коммунизм –
________________обычнейшее дело.

(он же)

Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры [i]эскадр.
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр,
Точно воздух – бездумен, точно мумия – мудр.
Кто прославлен орлами – ах, тому не до выдр.

(И. Северянин)

На Диссонансах построена рифмовка (кроме четвертого и последнего стихов) в восьмистишных строфах стихотворения П. Антокольского «Иероним Босх»:

Я завещаю правнукам записки,
Где высказана будет без опаски
Вся правда об Иерониме Босхе.
Художник этот в давние года
Не бедствовал, был весел, благодушен
Хотя и знал, что может быть повешен
На площади, перед любой из башен,
В знак приближенья Страшного суда.

Еще пример – случай взаимодвойной рифмовки: смежные диссонансы (пар – пор, фанфар – фарфор) и перекрестные классические рифмы (пар – фанфар, пор – фарфор).

И лошади
________усталый пар
И пот
____из грязных пор –
он облекал,
_________под град фанфар,
То в пурпур,
__________то в фарфор.

(С. Кирсанов)

Схожий прием – у И. Бродского:

Я заражен нормальным классицизмом.
А вы, мой друг, заражены сарказмом.
Конечно, просто сделаться капризным,
по ведомству акцизному служа.
К тому ж, вы звали этот век железным.
Но я не думал, говоря о разном,
что, зараженный классицизмом трезвым,
я сам гулял по острию ножа.

Характерные примеры из новейшей поэзии:

Ушел натурщик,
Бормоча: «Халтурщик!
У меня мускулатура,
А не части от мотора».

(Г. Сапгир)

Я, конечно же, выживу,
сорок тысяч чертей!
Буду с ближними вежлива
И в быту – без затей.

Буду делать, что велено.
И, что должно, желать.
В телогрейке и валенках
По природе гулять.

(О. Иванова).