ЧАСТЬ 3.

Ассонанс (фр. Созвучие)

1) Распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки.

В русской же поэтике Ассонансом принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны.

Ассонансные рифмы, как стилистический прием благозвучия, существуют в русской народной поэзии давно. Ассонансы встречаются в «Слове о полку Игореве», в «Повести о Горе-Злочастии», в «Задонщине» и других древних памятниках русской письменности.

Например, Ассонансы в «Слове о полку Игореве»:

…рища в тропу Трояню,
чрес поля на горы, -
пети было песнь Игореви…

…Коли Игорь соколом полете, -
тогда Влур влъком потече…

Ассонансами пересыпаны русские народные стихи – песни, частушки, пословицы и поговорки:

Девушка спесива –
Не дала спасибо,
Дружком не назвала.

Аленушка не добра,
Испить воду не дала.

Чернобровый большой парень
Положил на сердце камень.

Дарю платок – сини коймы,
Утирайся, милый, помни.

Милый – сокол, милый – лебедь,
Как соскучится – приедет.

Вот Ассонансы в частушках Ярославской области:

Сошью платьице с оборкой,
На оборке вышью буф.
Нету время тяжелее,
Когда милый любит двух.

Веселее пой, гармошка,
Громче, черномехая,
Моя милка по дорожке
На фордзоне ехала.

Наряду с рифмами Ассонансы встречаются в произведениях русских виршевиков. Реформой стихосложения, произведенной Тредиаковским – Ломоносовым, был установлен принцип классической рифмы:

от гласного ударного звука до конца слова все звуки должны совпадать.

Однако у русских классиков иногда можно найти среди строгих рифм и Ассонансы, например у Пушкина:

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.

(«Полтава»)

Но уж дробит каменья молот,
И скоро звонкой мостовой
Покроется спасенный город,
Как будто кованой броней.

(«Путешествие Онегина»)

Развитие Ассонанса в русской поэзии конца 19 и 20 вв. следует рассматривать как важный момент поисков новых выразительных средств. Ими стали пользоваться почти все русские поэты.

Вот ряд образцов Ассонанса в стихах поэтов 20 века:

Забуду год, день, число,
Запрусь одинокий с листом бумаги я.
Творись, просветленных страданием слов
нечеловечья магия!

(В. Маяковский)

Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.

(Б. Пастернак)

Поздравляю вас, мама,
______________с днем рождения вашего сына!
За него вы волнуетесь,
______________волнуетесь сильно.
Вот лежит он,
___________худущий,
___________________больной и неприбранный,
Неразумно женатый,
__________________для дома неприбыльный.

(Е. Евтушенко)

Подолгу наблюдали мы закат,
Соседей наших клавиши сердили.
К старинному роялю музыкант
Склонял свои печальные седины.

(Б. Ахмадулина)

Когда в душе души избыток –
Ни мелких чувств, ни слов избитых,
Душа по-новому щедра,
Добра, как песенка щегла.

(Р. Казакова)

Этот город как Иов,
и, где ангел летал,
плакать бархатным ивам
по сожженным летам.

(Б. Чичибабин. «Псков»).

2) Повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха. Внутренние Ассонансы встречаются в русском народном стихе, например в песне «Ах вы, сени, мои сени»:

…Сени новые, кленовые, решётчатые…
…Выпускала сокола из правого рукава…
…Полети ты, мой сокол, высоко и далеко,
И высоко и далеко на родиму сторону.

Внутренним Ассонансом мастерски пользовался Пушкин, например в следующих стихах, построенных на гулком «у» («ю»):

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Весьма выразительны внутренние Ассонансы у М. Лермонтова на «у» и на «а» в стихотворении «Бородино»:

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
____Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!..

…Вот затрещали барабаны –
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
_____Товарищей считать.