Рифма.

Содержание.

Часть 1. Рифма. Определение и Классификация.
Часть 2. Рифма. Богатые и бедные.
Часть 3. Рифма. Ассонансы.
Часть 4. Рифма. Диссонансы.
Часть 5. Рифма. Тавтологическая рифма.
Часть 6. Рифма. Неравносложная. Разноударная.

Часть 1. Определение и классификация.

Рифма (от греч. – соразмерность) – композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще – начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. В русских пиитиках ( 16 – 18 вв) этот повтор назывался «краесогласием».

Определение Рифмы как концевого звучания не совсем точно, та известны случаи начальных и внутренних рифм.

На протяжении истории поэтического искусства структура Рифмы менялась и меняется. Не влияя непосредственно на ритмостроение стиха, Рифма тем не менее играет исключительную эвфоническую* и организующую роль в стихе, особенно при строфической композиции стихотворения.

В античной поэзии рифмовка стиха как система не применялась; рифмы в античных стихах – явление случайное, чаще в середине и в конце одного и того же стиха.

В европейской поэзии Рифма, как обязательный эвфонический* и мнемонический прием, появилась поздно; подобное явление наблюдается в литературах всех народов.

В русской народной поэзии система рифмовки – также сравнительно позднее явление, хотя отдельные случаи Рифмы наблюдались уже в древнерусских литературных произведениях («Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о Горе-Злочастии».

Русские т.н. досиллабические вирши были свободной, не стопной формацией со смежными Рифмами; по своей структуре они имеют много общего с Раёшным Стихом и, очевидно, вышли из народной поэзии.

Теория Рифмы русского классического стиха хорошо разработана; по своим формам и положению в стихе Рифмы можно разделить на следующие группы.

По слоговому объему:

1. Мужские – ударение на последнем слоге;

2. Женские – ударение на предпоследнем от конца слоге;

3. Дактилические – ударение на третьем от конца слоге;

4. Гипердактилические – ударение на четвертом от конца слоге.

Если Рифма оканчивается гласным звуком, она называется ОТКРЫТОЙ; если оканчивается согласным звуком – ЗАКРЫТОЙ.

По характеру звучания (далее я помещу материал по каждой из характеристик):

1. Точные и приблизительные;

2. Богатые и бедные;

3. ассонансы;

4. диссонансы;
5. тавтологические;

6. неравносложные;

7. разноударные.

По положение в стихе Рифмы бывают: конечные, начальные, внутренние.

По положению в строфе – смежные, перекрестные и охватные (или опоясанные)

В отношении кратности повторов различают Рифмы парные, тройные, четверные и многократные.

Стихи без Рифмы называются белыми, неточные Рифмы – «рифмоидами».

***

Особое место в технике русского стиха занимает рифма Маяковского, тщательно исследованная М. Штокмаром. Маяковский открыл новые методы рифмовки, соответствующие строю его ораторского стиха.

В статье «Как делать стихи?» Маяковский писал: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет вспомнить все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе… Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычна и уж во всяком случае до меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет. Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки».